Печать |
В федеральном архиве фотодокументов Германии в Кобленце хранятся негативы времен Второй мировой войны. Среди них есть тысячи кадров в фонде под названием Сталинград. Рамки Сталинградской битвы были и драматическим контекстом окупации Калмыкии, которая продолжалась с августа 1942 до января 1943 . Фото 1. Фоторепортаж о том времени – это неожиданный во многом взгляд на события 65-летней давности. В отличие от служащих Красной армии солдатам вермахта разрешалось иметь при себе фотоаппараты и вести дневники. Были и специальные корреспонденты из отделов пропаганды в каждой дивизии. Данные фотографии не атрибутированы, неизвестен их автор и место съемок. Только по национальному колориту одежды и причесок можно понять, что это калмыки. Что же нового дают эти снимки в понимании той эпохи? Мы можем увидеть Калмыкию и калмыков объективом и глазами окупанта, каков был этот взгляд? Фото 2. Вопреки стандартным ожиданиям - многие помнят фотографии повешенных партизан из школьного курса истории, это был взгляд не только и не столько завоевателя, сколько туриста и антрополога. Похоже, что этот видеоряд показывает, как чувствовали себя окупанты - освободителями народов от советской власти, от "ига жидо-коммунизма". Потому они довольно доброжелательно фиксируют окружающий мир – ландшафт, животных, женщин, бытовые сценки и сами достаточно расслабленно зафиксированы камерой в общении с местным населением. Калмыки не считались нацистской пропагандой недолюдьми, и все солдаты и офицеры были снабжены инструкцией о том как надо вести себя с калмыками, кто такие калмыки, какое они ведут хозяйство, какой порядок в семье, какая вера и обычаи гостеприимства. Эти колониальные инструкции были и руководством для фотографа, который как-бы искал иллюстрации к ним, этнографируя и экзотизируя реальность вокруг. Вся серия фотографий несет колониальный оттенок, фиксируя бедность, нищету и этнографическую специфику, а также и иерархию людей – "дикого коренного населения" и культурного белого человека с автоматом и фотоаппаратом . Это был проверенный белым человеком способ завоевания чужого пространства, который, возможно, был не совсем уместен при окупации территорий со славянским населением. Скорее так: как только появляются небелые люди, захватчики прибегают к колониальной парадигме, которая, возможно, им более преемлема нежели риторика теории расовой неполноценности. Нам предоставляется шанс всмотреться в лица, в образы людей ( в терминах Ролана Барта - стадиум и пунктум ) и немного продвинуться в понимании того каково пришлось людям того времени, тем, кого сошлют в Сибирь «навечно» и кто позже будет заполнять графу в анкетах – «находился ли на временно окупированной територии?» утвердительно. ФОТО 3. Перед нами простое лицо молодой замужней женщины с соответствующей статусу прической – две косы убраны в специальные чехлы - шеверлыки. На голове – платок, волосы нельзя показывать чужим людям, они всегда убраны от постороннего глаза. На лице – озабоченность, проблема. Никаких следов макияжа.Узкие глаза сощурены. Так выглядит человек во время принятия решения, когда внутренне еще не готов ответ. Время непростое, каждый день такой – что прожить бы. Что делать – не всегда ясно. Потому и на шее – мирде, амулет с буддийской молитвой, и четки висят как бусы, но не для украшения, а для защиты, потому и волосы в шеверлыках внутри. Неуверенность подчеркивается незавершенным жестом. ФОТО 4. Вот другой образ – женщина решительная, не отводит прямого взгляда, по мужски держит папироску. Бушлат мужской, тогда еще не было стиля унисекс, но лишней одежда не была – видимо, бушлат принадлежал мужу. Где он – на фронте, погиб? под ним спрятаны шивирлыки.Внизу белая сорочка, сверху платье. Наверное, ей немного за тридцать, волосы густые, еще нет седины. В ушах серьги, как у всех женщин. Лицо нахмуренное, в глазах вопрос. Этот вопрос так или иначе читается на лицах этой серии. Это вопрос о том, что же будет? Что же будет со всеми нами? Надолго ли немцы? Если навсегда, то что же будет с мужьями, что воюют на фронте. Если немцы скоро уйдут, то что же будет с нами, кто остался на оккупированных территориях. Могла ли она предвидеть, что наказание ждет не каких-то провинившихся, а всех, включая детей, и через два года все будут выселены тотально. ФОТО 5. Вот другая женщина – скорее бабушка с внучкой. Погода осенняя, еще тепло, но у же не жарко. На ней платье замужней женщины, хувцан. Шеверлыки завязаны и заправлены под жилет.Они давно пустые, длинных кос давно нет, остались тощие косицы. На голове шапка, похожая на шапку-ушанку какого-то детского размера. Рукава подтянуты до локтя, скрюченные пальцы правой руки. Работать приходилось много, уже и не разгибаются. Девочке года два, родилась еще до войны. Она босиком, обувь для ребенка не нашлась. Они стоят на фоне саманного дома – неказистого, неумело построенного. Бедность и нищета. Т ФОТО 8. Бытовая сценка: две женщины и трое детей. Женщины сидят в специфических женских позах, объектив фиксирует груминг, архаичную форму социальности. Трудно представить белых женщин, ищущих вши друг у друга в ХХ в. Но обратите внимание – дети едят хлеб, которым их угостили окупанты. ФОТО 10. Наконец, появляются совместные фотографии. Женщина и двое солдат. Женщина в годах, видимо ее послали для общения с солдатами. Она скованна, папироска во рту, руки вдоль тела. Лицо смуглое, обветренное, но женщина смотрит прямо в лицо собеседнику. Она в традиционной шапке – бюшлячи, шеверлыки убраны под старое заношенное пальто. Солдаты, представители высшей расы, смотрят снизу вверх на женщину, немного насмешливо. Они доброжелательны, они выполняют свою миссию – освобождают народы от коммунизма и у них есть причины гордиться собой и быть в хорошем расположении духа. Наверняка они нашли положение калмыков бедственным и считали себя спасителями народа. Солдаты в очках, видимо, мотоциклетных, чувствуют себя расслабленно, одежда нараспашку, руки в карманах. Один – в шинели и ботинках, другой – налегке и в сапогах. На каком языке они общаются? Тогда в калмыцких селах и по-русски плохо говорили. На этом снимке проявляется и сам фотограф – темной тенью в пилотке. ФОТО 11. Четверо мужчин и подросток. Кто в ватнике, кто в бушлате, все в головных уборах, они на людях. Четверо обреченно смотрят в объектив, один – смотрит мимо. Взгляды вопрошающие, неуверенные, загнанные. Вроде и не узники, а похожи на таких. Сидят неудобно. Если бы на их месте сидели немецкие мужчины, они наверняка бы улыбались в объектив. Фото 12. Эта фотография показывает почему так скованы были мужчины. Они сидели рядом с пленными. Они сами не пленники – но понимают, что только один шаг их отделяет от подконвойных. Что окупация в любом случае – это несвобода, опасность и постоянный риск. |